Гас Ван Сент
(Начало)
Пресса о фильме Гаса Ван Сента "Слон"(обладателе главного приза Каннского кинофестиваля "Золотая пальмовая ветвь", а также приза за лучшую режиссуру)
Гас Ван Сент - режиссер с именем, уже преуспевший в высокобюджетном кино: наиболее известен его фильм "Умница Уилл Хантинг", где зажглись звезды Мэтта Деймона и Бена Аффлека. Еще раньше Ван Сент сделал культовую картину "Мой личный штат Айдахо: там блистали Киану Ривз и ныне покойный Ривер Феникс в роли мальчиков-проституток. В Слоне" Ван Сент вернулся к стилистике авторского кино. Целый час камера бродит по бездушным, выхолощенным коридорам и спортивным площадкам провинциального колледжа, эту стерильную пустоту позже взорвет насилие, бессмысленное, бесцельное: двое парней выписывают по Интернету оружие и, облачившись в камуфляж, расстреливают своих соучеников и учителей. Эта очередная школьная драма тематически напоминает знаменитый документальный фильм "Боулинг по Колумбайну", награжденный "Оскаром". Скорее всего, "Слону" "Оскар" не грозит, а вот каннская пальмовая ветвь ему обломилась.
Андрей Плахов, "Аргументы и факты", 2003 г
* * *
К радости российских поклонников американского режиссера Гаса Ван Сента (число которых преумножилось после недавнего выхода в наш прокат фильма "Джерри"), "Золотую пальмовую ветвь", а также приз за режиссуру получил именно он. И это первое каннское золото, доставшееся американскому фильму с 1994 г., когда триумфатором стало "Криминальное чтиво" Квентина Тарантино.
Как и Pulp Fiction, "Слон" - малобюджетный фильм. Он стоил всего $3 млн, был снят за 20 дней, и все главные роли в нем исполнили не профессиональные актеры, а студенты из родного города режиссера - Портланда. Картина, начинающаяся как псевдодокументальное повествование о жизни колледжа (кто-то сплетничает в кафетерии, кто-то играет в футбол), основана на реальных событиях 1999 г. - когда двое студентов открыли стрельбу в Columbia High School. Наблюдатели отмечают бесстрастность камеры Ван Сента, его желание с максимальной психологической достоверностью фиксировать события, а не обличать общество, рождающее преступления. По Ван Сенту, дело не столько в социальной структуре, сколько в самой природе человека.
Получив каннское золото из рук председателя жюри Патриса Шеро, Ван Сент прокричал: "Vive la France! " и заявил, что его победа - это абсолютное чудо: он столько лет тщетно пытался прорваться в каннский конкурс, а тут вдруг целых две награды!
Фильм Ван Сента действительно был показан в Каннах лишь единожды, в 1995 г., и то вне основной программы - это был "Умереть за", выведший Николь Кидман в ряды звезд.
Лариса Юсипова, "Ведомости", 2003 г
* * *
56-й Каннский фестиваль завершился неожиданным и радикальным результатом, который, с точки зрения обозревателя "Ъ" АНДРЕЯ ПЛАХОВА, возглавлявшего жюри критиков, мало чем отличается от компромисса. Золотая пальмовая ветвь присуждена фильму "Слон" американца Гаса Ван Сента.
Награду вручала Изабель Юппер, которую ведущая церемонии Моника Беллуччи представила как великую актрису. И кто бы в этом сомневался. Таких актрис, которых нельзя освистать, всегда призывают для вручения сомнительных призов. "Слон" Гаса Ван Сента - фильм талантливый и изощренный, но ему явно не хватает большого дыхания. Тем более что тема школьного насилия в США уже основательно отработана (в частности, в прошлогодней каннской картине "Боулинг для Колумбайна"), и интерес представляют только фирменные гас-вансентовские штучки вроде мигрирующих по коридорам подростковых спин и затылков или облаков, бегущих по ярко-синему небу. Это кино напоминает не кино, а инсталляцию: недаром Ван Сент был живописцем. Но в плане кинематографической живописи с ним мог бы успешно конкурировать Александр Сокуров, которого большое жюри снова блистательно проигнорировало.
Андрей Плахов, "Комерсантъ", 2003 г продолжение-->
вверх
|
|