Гас Ван Сент
Русскому герою почетно умереть в конце фильма-американцы этого себе позволить не могут
Джерри - обычное имя. Но когда давние дружки Мэтт Дэймон и Кейси Эффлек (младший брат Бена) произносят его, это означает что-то вроде «придурок». Два года назад они болтали с Гасом Ван Сентом, у которого снимались в «Умнице Уилле Хантинге». И Дэймон рассказал о двух пацанах, заблудившихся в походе. Так родилась идея очень малобюджетного, малонаселенного и, как потом объяснили критики,
умного фильма.
Всю картину двое героев - Джерри, так их зовут, одного и второго, - бредут по пустыне, потом один выбирается к шоссе, а другой, похоже, нет...
Ван Сент, нестареющий аптечный ковбой, встретил меня в мрачновато-аскетичном офисе артхаусной прокатной фирмы «ДУМАЙ-фильм» (THINKFilm). Сверху, с труб бойлерной, что-то горячее капало, за стеной что-то жестяное брякало, а мы разговаривали.
-Храбрый вы человек - снимаете обреченное на непонимание кино.
Почему обреченное? Я показал его школьникам. Одни весь просмотр в видеоигры играли и болтали по мо-билам, другие сидели как вкопанные и просились на следующий сеанс.
-Ваши Джерри ищут и никак не могут найти дорогу. Вас интересует поведение в стрессовой ситуации?
-Меня не волнует туристический аспект - как отыскать спасительную тропу и т.п. Важнее медитация, состояние тихого транса.
-Мифология пустоши? Как у Вендерса в фильме «Париж, Техас»?
-Никогда об этом не думал.
-Какой смысл брать в авангардный проект лицо-клише Мэтта Дэймона?
-А разве у Брандо не лицо-клише? Но в фильмах, даже плохих, он всегда разрушал собственный стереотип.
- Вы вернетесь в мейнстрим или пойдете еще дальше от него?
-Мне все больше нравятся маленькие вещи. Я восхищаюсь режиссерами, которые укладываются в $200 тысяч.
Кристин Вашон и Killer Films снимают в среднем за полторы сотни тысяч, здорово. И, кроме прочего, не напрягает при принятии решений. Правд хотя «Джерри» и рукодельное кино но все равно бюджет фильма выли в $3 миллиона.
-В числе ваших любимых режиссеров - Шанталь Аккерман, Фасбиндер, Дерек Джармен, Бела Тарр. Можете продолжить список?
-Еще Тарковский и Александр Сокуров. Правда, умом я до конца не понимаю ни первого, ни второго - что-то важное теряется при переводе. В следующем моем фильме «Слон», о насилии в школах, я почти незаметно делаю посвящение Сокурову - меня сильно вдохновила одна сцена в его «Тихих страницах». Размышление очень важно и не скучно для русского сознани В России главному герою почетно умереть в конце фильма. А в Америке главному герою редко дают умереть
Вопросы: Олег Сулькин, "Premiere", 2003 г
вверх
|
|